Ответы Главы
Российского Императорского Дома Ее
Императорского Высочества Государыни Великой
Княгини Марии Владимировны на вопросы газеты
Благовест (г.Самара), 13 июля 2003 г.
Ваше Императорское Высочество! 2003
год год двух очень значимых событий, в которых Вы
примете участие. Я имею ввиду освящение Храма
всех Святых в Екатеринбурге, на месте расстрела
Императорской Семьи, и 100-летие канонизации
Преподобного Серафима Саровского. Какую роль
должны сыграть эти масштабные события в деле
духовного возрождения России и укрепления
Российской государственности? Почему Вы приняли
решение принять участие именно в этих
торжественных событиях?
- Эти торжества имеют огромное
духовное значение для нашей Родины. Освящение
Храма-на-Крови в Екатеринбурге является символом
всеобщего покаяния в грехе цареубийства, а
юбилей прославления Преподобного Серафима
напоминает всем нам об идеалах Святой Руси,
которые словом и делом проповедовал этот великий
подвижник, один из самых чтимых русских святых.
Оба эти празднования связаны со священной для
нас памятью Государя Николая Александровича.
Участие в них является для меня радостным долгом
и как для его преемницы в возглавлении Династии
Романовых, и как для верной дочери Русской
Православной Церкви.
Православная газета Благовест
немало сделала для того, чтобы состоялось
причисление Царской Семьи к лику Святых. И вот,
канонизация Царя-Мученика и Его Семьи
состоялась. Но всё же почитание их в России, на
наш взгляд, пока только начинается. В чём для Вас
заключается значение этого великого
исторического события причисления к лику святых
Царственных Страстотерпцев? Может ли это событие
стать поворотным в судьбе страны?
- Почитание Царственных мучеников
началось сразу после их мученической кончины. По
установлениям Православной Церкви уже
существующее почитание святых является одним из
непременных условий их канонизации. Начало
почитанию убиенной Царской Семьи положил
официально, если можно так выразиться, мой дед
Император Кирилл Владимирович, который вместе с
митрополитом Антонием (Храповицким) 11 июля 1929
года объявил день цареубийства 17 июля Днем
всеобщей скорби русских людей . В 1981 году Царскую
Семью прославила Русская Зарубежная Церковь. В
1989 году в России состоялись первые открытые
молебны Царственным Мученикам, затем они стали
местночтимыми святыми в ряде епархий Русской
Православной Церкви, и наконец, в 2000 году
произошла всецерковная канонизация. Значение
этого события трудно переоценить Церковь своим
авторитетом прекратила всякие сомнения в
святости Царской Семьи. Но насколько этот акт
будет поворотным в жизни нашего поколения,
зависит от нас. Почитание святых заключается не в
экзальтации и не во внешних формах, а в
следовании их примеру и в верности их идеалам. Не
дай нам Бог уподобиться фарисеям, которые
украшали гробницы святых пророков, и при этом
требовали распятия Сына Божия.
В Екатеринбурге, который до сих пор
оставался как бы темной точкой на карте России,
теперь воздвигнут величественный Храм. Его
освящение озарило это место, озарило 17 июля,
который из Дня Скорби превратился в Праздник. Я
убеждена, что Господь по молитвам Царственных
Страстотерпцев простил всех нас и вновь
открывает нам путь возрождения.
Православие и Монархия в России
всегда были неразделимы. Сейчас многие россияне
возвращаются к Православной Вере. Влияет ли это
на рост монархических настроений в современной
России?
- Российская Монархия немыслима вне
Православной Веры, а в Православном богословии
содержится четкое и стройное учение о Монархии
как единственном Богоустановленном и
Богоугодном строе. Не углубляясь чересчур в
богословские тонкости, приведем простое
сравнение. Человек создан по образу и подобию
Божию. Следовательно, человеческое общество в
идеале должно являться образом и подобием
Царства Небесного. Там, как Вы понимаете,
республики нет. Так что для православных не может
быть сомнения в том, что наилучшее из всех
возможных человеческих устройств есть Монархия.
Я верю в то, что несмотря на многие десятилетия
антимонархической пропаганды среди русских
людей не угасла историческая память о Монархии, и
ценности этого строя вновь становятся понятными
и дорогими им. Но Монархия без единения, без
труда, без стремления жить по христиански всех от
Государя до самого простого гражданина не может
быть полноценной. Поэтому подлинное возрождение
монархического идеала возникнет только в
результате общего процесса деятельного
возвращения к традиционным ценностям.
Многих православных верующих
очень тревожит надвигающаяся на Россию проблема
глобализации. Живя за границей, Вы раньше нас
столкнулись с этой проблемой. Какую угрозу
монархической идеологии может представлять,
если можно так выразиться, идеология глобализма ?
В чём её суть? Является ли глобализация вызовом
Христианским ценностям? Какие выходы из этой
ситуации, на Ваш взгляд, предпочтительны?
- Угрозу и христианским ценностям, и
определяемой ими монархической идеологии
представляет материализм во всех его
проявлениях, будь то коммунизм, глобализм, да и
антиглобализм в его нынешнем виде тоже. Суть всех
этих измов в подмене Богоустановленного
жизненного порядка искусственными
конструкциями, призванными якобы служить благу
людей, а на деле оборачивающимися террором,
ГУЛАГОМ, бомбардировками, духовным и физическим
порабощением. Но противостоять любому злу злом
значит не найти выход, а зайти в тупик. Будем
помнить слова святого Александра Невского: Не в
силе Бог, а в Правде . И следовать заповеди
преподобного Серафима: Стяжи дух мирен, спасись
сам, и тысячи вокруг тебя спасутся . Мы должны
твердо хранить Православную Веру и стараться
жить по ней, при этом не отгораживаясь от мира, не
уходя в духовное гетто , используя и направляя на
благо всё, что даёт нам современная цивилизация.
Некоторые политологи и аналитики
обосновывают вывод о том, что русский народ
сейчас переживает острейший кризис во всех
сферах жизни экономической, геополитической,
демографической и т.д. С какой идеей, идеологией
может быть связано возрождение русского народа?
Какое событие лично для Вас могло бы стать зримым
символом того, что Россия действительно ступила
на путь возрождения?
- Первопричиной всех кризисов, на мой
взгляд, является духовный кризис. Российская
Империя была отнюдь не самой неудачливой и
отсталой страной, но её сокрушила страшная
революция, ставшая возможной только в условиях
разрушения традиционного и религиозного
самосознания. То, что веками определяло бытие
нашего народа, было заменено различными
вымышленными идеологиями, принесшими одни лишь
страдания. Нам нужны не идеологии, а возвращение
на традиционный путь развития. У Владимира
Святого, у Александра Невского, у Димитрия
Донского, у Петра Великого, у Александра
Миротворца не было никаких идеологий. Они просто
любили свою Родину, служили её величию и давали
личный пример самопожертвования своим
соотечественникам.
Связывать надежды на национальное
возрождение с тем или иным конкретным событием,
на мой взгляд очень рискованно. После Второй
мировой войны, во время которой Сталин пошёл на
некоторые послабления в отношении религии,
многие сочли это символом эволюции
коммунистического режима. Впоследствии
оказалось, что имело место лишь тактическое
отступление, а при Хрущеве, несмотря на так
называемую оттепель , гонения за веру в Бога
возобновились и усилились. Спаситель заповедал
нам не искать знамений, а следовать самым главным
заповедям: любви к Богу и ближним.
И последний вопрос. В Православной
среде широкое распространение получили
пророчества известных подвижников благочестия о
том, что в России в конце времён будет на короткий
срок восстановлена Монархия. Каково Ваше
отношение к этим пророчествам? При каких
условиях эти пророчества могут исполнится?
- Я не считаю для себя возможным
комментировать пророчества святых подвижников.
Они имели дар предвидения, им было открыто то, что
доступно далеко не всем. Единственное, что я могу
сказать: я сама свято верю в идеалы Православной
Монархии, долг хранить которые я получила от
Бога. Знаю, что немало соотечественников
разделяют эту веру или близки к этому. Но вера без
дел мертва. Еще раз повторю: только от нас, от
нашего упорного труда зависит, возродится ли
Россия на своих исторических началах, или её
постигнет участь тех цивилизаций, которые канули
в Лету, не выполнив своей исторической миссии,
или исчерпав весь свой потенциал. Если мы будем
идти вперед с верой в Бога и с уверенностью в
собственных силах, ничто нам не сможет помешать. |