Всероссийские
научно-богословские чтения, посвященные 120-летию
со дня рождения великого русского философа Ивана
Ильина, прошли в Уральском институте бизнеса.
Председателем оргкомитета чтений по просьбе
профессора, доктора экономических наук, ректора
института А. М. Миняйло стал архиепископ
Екатеринбургский и Верхотурский Викентий,
который в начале заседания выступил с докладом о
значении для нашего Отечества работах русского
философа:
Тема нашей научно-богословской
конференции как никогда актуальна. Думаю, что
лучше всего сказать об этом словами самого Ивана
Александровича Ильина из его послесловия его
фундаментальному труду "Путь к
очевидности":
"Мы, люди современной эпохи, не
должны и не смеем предаваться иллюзиям: кризис,
переживаемый нами, не есть только политический
или хозяйственный кризис; сущность его имеет
духовную природу, корни его заложены в самой
глубине нашего бытия; он ставит нас перед
последними вопросами и ведет нас в священную
область. Мы не имеем ни права, ни основания
изображать наше крушение как "невинную" или
"неопасную" случайность. Мы должны найти в
себе мужество и остроту взгляда, чтобы увидеть
вещи такими, каковы они суть на самом деле; мы
должны найти в себе волю, чтобы выговорить всю
правду и вступить на новые пути. Нам надо
освободиться от мелочей повседневности и
приучиться смотреть вдаль: куда идет, куда
соскальзывает современный мир? Что ожидает нас?
Что нам делать для того, чтобы предотвратить
злейшие возможности и создать новую, прекрасную
жизнь?..".
Ответы на эти вопросы Иван
Александрович искал всю жизнь. Его главной целью
было найти понимание того, что произошло с
Россией в ХХ веке, какие уроки из происшедшего
должен сделать каждый из нас, чтобы не повторять
трагических ошибок, допущенных нашими отцами.
Ильину принадлежит очень точное, выстраданное
определение, что "есть закон, в силу которого
грядущая даль открывается только тому, кто
смотрит из глубины." Потому столько сил он
потратил на постижение духовной традиции нашего
Отечества, на уяснение того, как Вера
православная открывает нам единственный путь и к
душевному спасению, и к лучшему житейскому
устроению в повседневной нашей жизни. Вот одно из
его суждений по этому поводу.
""Оцерковление жизни" имеет
более глубокий и таинственный смысл, чем это
многие думают. "Оцерковление" не сводимо к
"ритуализации". Оно есть больше всего и
прежде всего христианское одухотворение
человеческого сердца, а потом уже - все остальное.
Церковь, как носительница и хранительница
Христова откровения, есть живое огнилище, а не
властное водительство, она есть источник любви и
благодатного совета, а не педантический нажим на
человеческую жизнь, она есть зов, а не приказ. Она
не призвана отвращать людей от мира, как в
буддизме, но, напротив, отпускать их в мир, как
носителей преподанного им Духа, для того, чтобы
не мир "обмирщал" их, а чтобы они его
одухотворяли.
И в этом главное.
Таков был путь Православия в России за
последние два века. Так, в особенности XIX век дал
России дивный расцвет духовной культуры. И
расцвет этот был создан людьми,
"окормленными" духом Православия, но
творившими совершенно свободно,
"отпущенными" в мир для свободного
созерцания и труда. Они уносили дарованный им дух
в своих сердцах, но не ведали ни церковного
тоталитаризма, ни даже непосредственного
клерикального руководства, ибо поучения и советы
русских старцев (хотя бы Оптиной Пустыни)
очищали, углубляли и умудряли человеческие души,
но никогда не претендовали на авторитарное
руководство русским творческим талантом. И если
мы пройдем мыслью от Пушкина, к Лермонтову,
Гоголю, Тютчеву, Л. Н. Толстому, А. К. Толстому,
Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, - то мы
увидим гениальное цветение русского духа из
корней Православия, но не под руководством
церкви. И то же самое увидим мы в других
ответвлениях, русского искусства, в русской
науке, в русском правотворчестве, в русской
медицине, в русской педагогике и во всем.
Православная церковь молилась, учила и
благодатствовала, а в прочем оставляла русским
людям инициативу труда и созерцания.
Думаем и надеемся, что так будет, и
впредь."
Эта горячая надежда, этот взгляд из
глубины, позволили Ильину предвидеть многие
трагические события нашей жизни, свидетелями
которых мы являемся в последние десятилетия.
Можно с уверенностью сказать, что многих ошибок
можно было бы избежать, если бы мы были более
внимательны к предостережениям, данным Ильиным в
его работах... Невольно вспоминается горькие
строки из его статьи "О духовной слепоте":
"Наше поколение призвано к тому, чтобы
показать людям ожидающую их грозную судьбу,
чтобы удостоверить их в том, что путь без Бога
ведет к погибели... Но как показать это духовным
слепцам, которые не могут и не хотят видеть?.."
К сожалению, создается впечатление,
что именно враги и разрушители России лучше
знали эти труды и приложили все силы, чтобы
события не могли пойти по положительному пути,
указанному Ильиным.
Работы И. А. Ильина до сих пор, через
полвека и более после их опубликования читаются
так, словно они являются откликом на события
проходящего дня. При этом они намного глубже
суждений сегодняшних политиков и публицистов,
так как каждая строка в них проникнута
пониманием того, что Русь стала Святой Русью,
предметом изумления и почитания других народов,
только тогда, когда с помощью Просветителей
Словенских, обратилась ко Христу и стала
стремиться строить свою жизнь - и
государственную, и по повседневную - по
Евангелию, думать и чувствовать по
православному. Потому творчество Ильина так
созвучно трудам святых отцов нашей
Матери-Церкви.
Знаменательно, что наша Всероссийская
научно-богословская конференция проходит в
преддверии 85-летия убиения святых Царственных
Страстотерпцев. Если мы обратимся к
духовно-нравственному содержанию трагических
событий на Российской Голгофе, то увидим, что
здесь была предпринята именно попытка
окончательно завершить определенный
многовековой этап в истории нашей Родины, о
котором мы говорили. Это была попытка прекратить
самоидентификацию России как православного
государства, управляемого Помазанником Божиим.
Это была попытка пресечь духовную традицию, при
которой и царь, и предержащие власти, и рядовые
граждане призваны каждодневно сверять дела свои
с заповедями Божиими, рассматривать себя как
продолжателей деяний многих и многих поколений
своих предков, строить Отечество таким, чтобы
соответствовать идеалу Святой Руси.
Последовавшая затем
братоубийственная гражданская война и годы
репрессий, коснувшихся практически каждой семьи,
все дальнейшие и даже нынешние нестроения в
Отечестве нашем, являются итогом нашего
отступления от того пути, которым Россия не раз
приходила к славе и могуществу. Мы не только не
должны повторять ошибок наших предков, но и
обязаны стремиться исправить их. Мы должны
предпринять усилия к возрождению и укреплению
духовно-нравственных традиций нашего Отечества,
имеющих твердое основание в Святом Православии.
Пусть же наша сегодняшняя конференция сыграет в
этом свою положительную роль.
Мы должны с той мужественной
твердостью, которая отличала И. А. Ильина, понять,
что мало просто изучать его творчество и жизнь,
мало даже читать Священное Писание, признавать
значение Церкви в истории и культуре России. Надо
сделать усилие и войти в Церковь, стать ее
полноправным членом, с усердием и надеждой
притекающим к ее спасительным Таинствам...
На форуме прозвучало несколько десятков
интереснейших докладов ведущих уральских ученых
- экономистов и гуманитариев.
Главной целью работ Ивана Ильина было
найти понимание того, что произошло с Россией в
ХХ веке, какие уроки из происшедшего должен
сделать народ, чтобы не повторять трагических
ошибок. Потому столько сил потратил он на
постижение духовной традиции нашего Отечества.
Участники чтений решили учредить три
премии имени Ивана Ильина за особые достижения в
области отечественной истории, культуры и
экономики. Присуждать их будут Екатеринбургская
епархия и Уральский институт бизнеса. Также было
решено установить в Екатеринбурге памятник
русскому мыслителю и обратиться к министерству
иностранных дел России с предложением перенести
прах Ивана Ильина на Родину, с тем, чтобы
захоронить его в Москве. |