19 мая у алтарной
стены Крестовоздвиженского собора на Лиговском
проспекте Санкт-Петербурга был открыт первый в
северной столице памятник Николаю II. Скромный
памятник сооружен по проекту петербургского
скульптора Сергея Алипова, известного по
странному модернистскому монументу Альфреду
Нобелю на Петроградской набережной (его
скульптор изваял совместно с Павлом Шевченко) и
статуэткам Ксении Блаженной, Федора
Достоевского, Екатерины II, Анны Ахматовой и Осипа
Мандельштама (они вручаются лауреатам
Царскосельской премии и премии "Петрополь").
Новая работа господина Алипова установлена в
глубине церковного двора между Лиговским
проспектом, Обводным каналом и улицей
Черняховского.
Крестовоздвиженский собор один из старейших
городских храмов; первая церковь на этом месте
была освящена еще в 1710 году. В общей ограде с
собором позже были построены еще две церкви. С
улицы памятник не виден, нужно пройти через
надвратную ампирную церковь Кирилла и Мефодия и
обогнуть собор. Между собором и Тихвинской
церковью лицом к церкви и стоит бюст последнего
государя. Бюст установлен на полутораметровом
гранитном постаменте. На лицевой стороне
металлические накладки надпись "Святой царь
мученик Николай II" и двуглавый орел. Открыли ее
в день рождения царя 19 мая. Это первый памятник
Николаю II в Петербурге (до этого скульптурное
изображение было установлено в Царском Селе).
Стоит отметить, что процедура установки
памятников в Петербурге строго
регламентирована. Ей предшествуют множество
согласований и распоряжение губернатора. Однако
в Музее городской скульптуры, управлении
культуры и ведомстве главного художника (а они
непременно участвуют в принятии подобных
решений) о новом бюсте государя узнали только от
корреспондента газеты "КоммерсантЪ".
Впрочем, те памятники, которые руководящие
инстанции заверили всеми необходимыми визами,
похвалами специалистов особенно не удостоены. К
тому же Городовые, Остапы Бендеры, Тургеневы и
клоуны на моноциклах выставлены на всеобщее и
обязательное рассмотрение. А памятник
последнему русскому императору еще надо найти в
лабиринте церковных дворов. Так что казачью
самодеятельность следовало бы только
приветствовать. |