А.Громов: «Многие западные христиане с надеждой смотрят на Россию»
О русской общине Германии, монархических организациях Европы и отличиях их идеологии от воззрений российских единомышленников и многом другом рассказал генеральный представитель Российского Имперского Союза-Ордена в Европе Антон Громов, отвечая на вопросы редактора газеты «Монархист» Михаила Кулыбина.
— Антон Сергеевич, Вы живете в Германии, общаетесь с представителями разных волн эмиграции. Скажите, пожалуйста, сохранили ли потомки беженцев первой и второй волны русскость и православную веру? Чем живут русские общины, насколько им интересны процессы, происходящие в России?
— На вопрос о жизни в Германии я обычно отвечаю, что живу не в Германии, а в Баварии. Для большинства наших соотечественников Германия представляется чем-то монолитным и единообразным. На самом деле, это конгломерат исторических немецких областей имеющих значительные исторические, культурные, религиозные и языковые отличия.
Кроме различий в менталитете протестантского севера и католического юга, есть заметная разница между жителями запада и востока (бывшей ГДР). Бавария — это консервативная земля, ее часто называют оплотом (или цитаделью) немецкого католицизма. Приверженность к церкви, народным традициям особенно заметна в провинции. Невозможно не вспомнить и о культе короля Людвига II Баварского и том уважении, которым до сих пор пользуется Династия Виттельсбахов.
Для нас — русских монархистов, Бавария имеет особое значение. Именно здесь, в городе Бад-Райхенгаль в мае 1921 года прошел монархический съезд, возродивший русское монархическое движение, выработавший его программу, ряд положений которой актуальны до сего дня. В Кобурге (север Баварии), 31 августа 1924 года Великий Князь Кирилл Владимирович принял титул Императора в изгнании. После II Мировой войны, именно в Мюнхене была восстановлена монархическая деятельность. Здесь в 1948 году был проведен монархический съезд. Здесь, в лагерях беженцев, вышли в свет первые послевоенные издания монархистов, познакомившие представителей второй волны эмиграции, бывших советских граждан, с Исторической Россией и Монархической идеей.
После великого исхода 1950-х годов, когда основная масса русских эмигрантов, скопившихся в Западной Германии после II Мировой войны, переехала в Австралию, страны Северной и Южной Америки, численность русской эмиграции в Германии резко сократилась. Ее основными центрами стали Мюнхен в Баварии и Штутгарт в Вюртемберге.
Жизнь русских в первую очередь была связанна с Православной Церковью. Помимо существовавших еще до революции приходов возникли новые. Огромное значение играл созданный в 1945 году, бежавшими из Словакии от Красной армии русскими монахами, монастырь Преподобного Иова Почаевского. Здесь проводились православные съезды, печаталась духовная литература, и иконы, часть из которых переправлялась в СССР. На протяжении долгих лет обитель была для русских людей частицей Родины. Когда я впервые оказался там, у меня возникло чувство, что я нахожусь в старой дореволюционной России.
Русские эмигранты старались привить своим детям любовь к России, воспитать в них русское национальное сознание. Этой цели служили приходские школы, театральные постановки приуроченные в дню св. князя Владимира (день Русской культуры), к дню Непримиримости (7 ноября) и другим национальным праздникам и памятным юбилеям, летние лагеря. Отдельно следует сказать о роли детских организаций воспитавших несколько поколений русских детей. Одна из них, ОРЮР — Организация Российских Юных Разведчиков, была создана в беженеческом лагере «Люттен-зее» неподалеку от Миттенвальда (пограничный город на юге Баварии) в ноябре 1945 года. Этот лагерь располагался в Альпах, на полигоне альпийских стрелков. Об этом до сего дня напоминает часовня Николая Чудотворца построенная в 1949 году. Большую роль в культурной жизни русской эмиграции сыграла библиотека Толстовского Фонда, находящаяся в Мюнхене. Большая часть русской эмиграции ушла в лучший мир. Но ряд ее потомков до сих пор играют заметную роль в общественной и церковной жизни.
Современная русскоязычная диаспора в Германии явление сложное и пестрое. Мало общего имеет она с идеалами и традициями русской антикоммунистической эмиграции. Пожалуй, единственным объединяющем фактором является Русская Православная Церковь. За происходящим в России следит большинство. Но оценки событий бывают прямо противоположные. Впрочем, благодаря соцсетям, российскому ТВ и возможности легко совершать поездки в Россию, люди имеют постоянную связь с Родиной.
— Вы представляете в Европе старейшую русскую монархическую организацию РИС-О. Есть ли в русских общинах интерес к монархической идеологии, наследию Империи? Проявляется ли это как-то на практике?
— Сложный вопрос. На примере наших церковных общин на него можно ответить так. Если значительная часть прихожан почитают свв. Царственных Мучеников, то гораздо меньше интересуются историей Царской России. Но для большинства — это ушедшая эпоха. Может быть, они не против Монархии, но действительный интерес к изучению монархической идеологии, а тем более к монархической работе проявляют единицы. Как это не прискорбно, но среди православных имеются даже необольшевики, утверждающие что «Ленин был не против Церкви, а Сталин спас Царскую семью».
Тем не менее, определенная просветительская работа проводится. Мне хотелось бы в первую очередь отметить деятельность Паломнической службы Германской епархии РПЦЗ. В нее есть специальные туры «По Царским храмам» и «Тропой Суворова». Первая поездка — паломничество по русским храмам Германии, построенным в имперский период при прямом участи Императорского Дома. Второй — начальный этап Швейцарского похода Русской армии в 1799 году, подъем на перевал Сен-Готард и спуск в долину, к Русскому памятнику у «Чертова моста». О последнем был репортаж на телеканале «Царьград». Во время этих поездок паломники получают много интересной информации не только по основным темам, но и о Русских Государях, в правление которых были построены храмы или произошли исторические события, которым посвящены паломничества.
В Германии, в отличие от России, много мемориалов посвященных войнам Русской Императорской Армии умерших в плену в период I Мировой войны. Представительство РИС-О ведет совместно с рядом организаций и русских активистов работу по привлечению соотечественников к мемориальным мероприятиям посвященным русским воинам Великой Отечественной войны 1914-1918 годов. В Баварии это, прежде всего, русские военные кладбища в Пуххайме под Мюнхеном и мемориал на Лерхенфельде под Ланцбергом. За последние годы все больше и больше наших соотечественников приезжают 1 ноября почтить память русских воинов отдавших жизнь за Веру, Царя и Отечество. Благодаря нашим публикациям мемориал в Пуххайме стал известен в России и в 2019 году дважды приезжали родственники похороненных там воинов.
Особенное значение имеют встречи в Русском лесу, где похоронено около 2 тыс. суворовских солдат умерших от ран и болезней осенью 1799 года. Это место находится у Вайнгартена в Вюртемберге. Мемориал суворовским чудо-богатырям создан русскими беженцами в 1948 году. Честь сохранения этого места для русских людей принадлежит прот. Георгию Кобро, который возобновил традицию паломничеств в Русский лес и много сделал для благоустройства этого мемориала.
Встречи проводятся 1 мая и 3 октября. Во время панихиды у памятника всегда стоит караул с флагом Российской Империи образца1914 года. После панихиды, проводятся беседы. А так же имперский информационный пикет. Одна из целей которого — бесплатное распространение монархических изданий, в числе которых всегда есть номера «Монархиста».
Содействуют распространению правдивой информации и верному взгляду на Царскую Россию и детские лагеря, которые организует ОРЮР и Православная Церковь. Особенно следует упомянуть лагерь для девочек при монастыре преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны в Бухендорфе под Мюнхеном. Материалы, посвященные истории России и ее Государям размещает сайт «Славянская Европа». Целый ряд мероприятий, проводимых русско-немецкими культурными организациями, связан с нашими Государями.
Другое дело, что у многих просто отсутствует интерес к этим темам. Тем не менее, постепенно складывается определенный круг людей благожелательно относящийся к Монархии. Надеюсь, что в будущем эта просветительская работа принесет плоды.
— О ситуации в Европе приходят достаточно противоречивые сведения. Расскажите, пожалуйста, о своем видении ситуации. Действительно ли засилие различных леваков носит тотальный характер? Есть ли консервативные, традиционалистские силы, имеют ли они хоть какое-то влияние?
—Ситуация в Европе ( частью которой является и Россия) очень напоминает ситуацию в Средиземье Третьей эпохи накануне Войны Кольца: враги со всех сторон, а среди защитников полно честолюбцев, трусов и предателей. С момента Французской революции по всей Европе резко активизировались процессы апостасии. Какое-то время этому противостояла Императорская России. Но потом, пала и она. После падения христианских монархий антихристианская сущность происходящих процессов не вызывает сомнения. Просто в Западной Европе и в России они проявляются по-разному. Консервативные силы очень ослаблены, но не уничтожены совсем. Они находятся в глубокой обороне. Для перехода в наступление им нужен внешний толчок. Именно по этому, многие западные христиане с надеждой смотрят на Россию. Насколько эта надежда оправдается — покажет время.
Леволиберальное засилье действительно очень чувствуется. Среди немецких патриотов, к примеру, ходят упорные слухи о том, что левые радикалы финансируются английскими и американскими спецслужбами. Не знаю, верно ли это. Но совершенно очевидно, что эти силы располагают значительными суммами. За последние годы, во многом благодаря А. Меркель, сильно полевела основная консервативная партия Германии Христианско-Демократический Союз. Однако основным тараном направленным на уничтожение прежней довольно консервативной политической системы является резко усилившаяся партия «зеленых». Сформировавшаяся в последние годы правоконсервативная партия «Альтернатива для Германии» пока еще недостаточно сильна. Однако она пользуется большой популярностью у выходцев из бывшего СССР. Ранее они голосовали за христианских демократов, но политика Меркель в отношении России их оттолкнула.
Вообще, подводя итоги XIX-XX веков, нужно признать, что идея Священного Союза, общеевропейская миротворческая политика и усилия Российской Империи по освобождению христианских народов от турецкого ига были абсолютно правильными. А глупость и мелкий эгоизм западноевропейских политиков привели к кровавым катастрофам и нынешнему бедственному положению.
— Каково положение европейских монархистов? Какую деятельность они ведут, заметны ли в информационном поле?
— В Германии позиции монархистов слабы. Во-первых, общегерманская монархическая традиция связанная с Династией Гогенцоллернов не успела сложиться, т.к. единое германское государство появилось сравнительно недавно. Во-вторых, германским монархистам сокрушительный удар нанес Гитлер. Не даром самый серьезный заговор против него был организован именно сторонниками монархии. Из общегерманских организаций сейчас заметна «Традиция и жизнь», пропагандирующая превращение ФРГ в парламентскую конституционную монархию.
В некоторых федеральных землях сохранились местные монархические традиции. Особенно они заметны на католическом юге, в Вюртемберге и Баварии. Но и там, наличные монархические организации более ориентированы на сохранение исторической памяти и традиций, нежели на пропаганду монархической идеи. Они очень напоминают наш Союз ревнителей памяти Императора Николая II.
Наиболее заметны монархисты Франции и Австрии. К сожалению, французские роялисты не могут преодолеть раскола на легитимистов и орлеанистов. Хотя и те и другие достаточно активны. В Австрии положение наиболее благополучное. Там нет раздоров относительно претендента на Престол. Существует единая организация «Черно-желтый альянс», который активен не только в общественной, но и политической сфере. Он контактирует с организациям монархистов Венгрии. Хорватии, Чехии, Словакии и Словении, которые ориентируются на Династию Габсбургов.
Идеалом для большинства европейских монархистов является княжество Лихтенштейн, одна из немногих европейских монархий, где Государь имеет реальную власть, где правящая Династия фактически создала государство, и всего за сто лет превратило его в одно из самых богатых и благополучных в мире. Ссылки на пример Лихтенштейна постоянно приводятся на страницах европейской монархической прессы. Так же очень популярна книга князя Ханса-Адама II «Государство в III тысячелетии», в которой он рассматривает перспективы монархической государственности в Европе.
Официальные власти стараются не замечать монархические организации, СМИ их практически не упоминают. Обычная тактика, знакомая нам в России.
— В чем Вы видите ключевые различия идеологии русских монархистов и их европейских единомышленников? Какие формы сотрудничества возможны?
—Не могу говорить о всех русских монархистах. Для сравнения я предложил бы взять программу Рейхенгальского съезда 1921 года и программные тезисы РИС-О «Контуры грядущей России» 2014 года и установки западных монархистов. В русских программах неизменным остались три главных тезиса: полновластный, самодержавный Государь, народное представительство по корпоративно-территориальному принципу, важное значение Церкви. Тут ближе всего к нам французские роялисты и испанские карлисты. Австрийские и немецкие монархисты выдвигают лозунг «коронованной демократии», т.е. в их представлении Государь должен играть представительскую роль (конкретно в Германии заменить собой федерального президента), о каком-либо изменении сложившейся партийно-парламентарной системы речь не идет.
Контакты между европейскими монархистами не только возможны, но и необходимы. В формате народной дипломатии у них есть огромные перспективы. Особенно теперь, когда общий уровень политической культуры стал угрожающе низок, а официальные СМИ играют роль провокаторов и дезинформаторов, именно монархисты являются той силой, которая может способствовать укреплению взаимопонимания между европейскими народами, созданию и укреплению культурных, информационных и экономических связей между ними. А в перспективе и консолидации общеевропейских христианско-консервативных сил.
Начать же нужно с создания подобия Священного Союза монархических сил для обмена информацией и координации наших акций. Для этого, благодаря Интернету, не нужно больших финансовых вливаний или создания какой-то административной структуры.
— Говорят, что большое лучше видится издалека. На Ваш взгляд, в чем ключевые проблемы сегодняшней России?
— Мне не хотелось бы уподобляться современным политологам и прочим «экспертам». Я привык высказываться только по тем вопросам, в которых хорошо разбираюсь. В процессе работы над рядом проектов, мне бросилось в глаза два кардинальных отличия современных россиян и немцев. Во-первых, это отношение к истории, культуре, историческим памятникам и национальному костюму. Сравнение не в пользу наших соотечественников. Во-вторых, это дефицит гражданственности и способности к самоорганизации. Большинство не интересуется тем, что происходит за порогом их квартиры или за забором их участка. Конечно, всегда были у нас самоотверженные люди. Они есть и сейчас. Но основная масса населения, увы статична и изменения в сознании людей происходят очень медленно. А при таком положении дел в обществе, даже самая честная и патриотическая власть не может добиться значительных успехов. Люди должны измениться сами, тогда и положение в стране начнет меняться к лучшему.