В Петербурге помянули Великих Князей, убитых большевиками в 1919 году
В Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга состоялась панихида по Великим Князьям Павлу Александровичу, Дмитрию Константиновичу, Николаю Михайловичу и Сергею Михайловичу.
Службу провел настоятель Императорского Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров) в сослужении настоятеля Леушинского подворья в Санкт-Петербурге прот. Геннадия Беловолова.
После панихиды отец Геннадий напомнил собравшимся в храме, почему нам важно чтить память Великих Князей. По его словам, Санкт-Петербург составил часть той Голгофы, которую в ХХ веке воздвиг на русской земле Господь Иисус Христос. На нее взошли новомученики и исповедники российские. Эта Голгофа увенчалась Голгофой царской, с которой на русской земле связаны четыре места: Пермь, Алапаевск, Екатеринбург и Санкт-Петербург. Дом Романовых принес великую жертву на эту Гологофу: 7 Царственных Страстотерпцев и еще 11 членов Дома Романовых, ибо врагами монархической власти было решено уничтожить всю династию.
В Перми был расстрелян брат Государя Николая II Великий Князь Михаил Александрович. Он первым принес свою Царскую жертву русской земле. Его убили в ночь с 12 на 13 июня 1918 года – в тот день, который мы теперь почему-то празднуем как день России. Вторая Гологофа была воздвигнута в Екатеринбурге, где 17 июля Царь Николай II принял вместе с семьей мученическую кончину. На другой день, 18 июля в городе Алапаевске были расстреляны сразу пять князей Романовской крови во главе с преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной: Великий Князь Сергей Михайлович, три Князя Крови Императорской Олег, Игорь и Константин Константиновичи вместе с князем Владимиром Палеем. Спустя полгода, в ночь с 29 на 30 января 1919 года, у стен Петропавловской крепости были расстреляны еще четыре Великих Князя.
Безвинная смерть вменяется в мученичество, и погибли 18 членов дома Романовых лишь за то, что были благоверными князьями, были Романовыми. Они были очень разными: воин – Павел Александрович; кавалерист, но монах в душе – Дмитрий Константинович; ученый, историк – Николай Михайлович; искусствовед, директор Русского музея – Георгий Михайлович.
«Что же их объединило в этой единой Голгофе? – вопросил отец Геннадий. – Может быть, в этом соединении, которое теперь уже никто не может разделить, Господь нам показывал все многообразие и широту образа Дома Романовых, который проявил себя, прежде всего, как христолюбивые воины, но среди них были и художественные натуры, ученые, исследователи. Можно сказать, что в этом соборе четырех мучеников – Великих Князей мы видим разные ипостаси служения России великого Дома Романовых».
«Поэтому мы воспринимаем это убийство не только как их личное мученичество, но как общую жертву, принесенную Домом Романовых. Мы их поминаем как невинноубиенных, хотя знаем, что Русская Зарубежная Церковь прославила их и включила в сонм и Собор исповедников и новомучеников российских и поэтому мы, молясь о упокоении их душ, надеемся, что наши молитвы слышатся на небе прошением об их молитвах за нас и наше Отечество», - подчеркнул прот. Геннадий Беловолов.
Великие Князья приняли смерть благородно, высоко и чисто. Отец Геннадий рассказал, что по воспоминаниям очевидцев, Великих Князей раздели, не смотря на мороз, вывели за стены Петропавловской крепости туда, где был вырыт ров, наполненный телами расстрелянных русских людей. Таким образом, члены Дома Романовых в этой Голгофе соединились со своим народом. Один из князей, когда его раздевали, сам отдал свои сапоги солдату, стрелявшему в него, добавив: «Держи, царские».
«Можно ли представить себе большее милосердие, как это, кажется, нечеловеческое прощение своим мучителям! – отметил отец Геннадий. – Великие Князья принесли жертву чистую, невинную и безусловно, их кровь соединилась с кровью всего нашего народа, всех новомучеников и стала той жертвой, благодаря которой мы с вами сегодня живы, жива Церковь. И поэтому мы собрались сегодня здесь, дабы вознести свою молитву, чувствуя эту духовную, кровную связь с ними».
«Я думаю, что мы должны особо почитать петербургскую Царскую Голгофу, потому что она Царская сугубо, в двойном смысле. Она принесена в центре царствовавшего града, в крепости, хранившей город и всю Россию. Думал ли Петр I, основывая крепость, что здесь спустя два века его потомки принесут эту жертву? Она принесена, можно сказать, на гробах всех Романовых. Добавлю, что все четверо перед расстрелом обнялись и умерли как братья, завещав нам братство во Христе», - закончил свою речь прот. Геннадий Беловолов.
Корреспондент РНЛ побеседовал с некоторыми петербуржцами, молившимися за панихидой, о том, что привело их в этот вечер в Петропавловский собор.
Начальник Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена Борис Туровский рассказал, что возглавляемой им организации в 2014 году исполняется 85 лет. Она была создана в 1929 году в Париже, а ныне центр переведен в Россию. Он вступил в Союз-Орден в 19 лет, к чему его подтолкнула атмосфера семьи, члены которой бережно передавали молодежи рассказы, предания и фотографии о Царской России и истории рода.
«Вспоминаемая сегодня дата – одна из преступных страниц большевистской власти, которая развязала геноцид народов России, в первую очередь, русского народа. Для меня долг в том, чтобы молитвенно помянуть всех Членов Российского Императорского Дома и всех неизвестных нам русских людей, павших от рук большевистских палачей», - говорит Б.Туровский.
Сергей Александрович Киселев, старший соратник-руководитель РИС-О, отметил, что для Союза-Ордена священна память всех Романовых. «Я чувствовал необходимость прийти и отдать долг людям, безвинно загубленным 95 лет тому назад. Каждый из них по-своему служил нашей стране, но они были отвергнуты большевистским режимом и невинно убиенны. Это память сердца - осознание, что слишком много было сделано черного в начале ХХ века, а нам, кто пришел много лет спустя, не помнить об этом нельзя, потому что эта память дает нам Родину», - утверждает С.А. Киселев.
Петербурженка Тамара Рунова рассказала, что старается ежемесячно приносить цветы к могилам Царей в Петропавловский собор. «Несколько лет назад меня поразило, что икона Царской Семьи почитается нами, особо украшается, а могилы отца и матери святого Государя Николая II стоят даже без цветов, – пояснила она. – Когда я однажды увидела у Царских могил фикус с пожухлыми листиками, мне даже обидно стало за Россию, которая Императору Александру III смогла подарить лить этот обглодыш. Да и перед иностранцами стыдно за то, как по-казенному сиро выглядят могилы наших Царей».
Тамара устраивает выставки картин Великой Княгини Ольги Александровны, дочери Александра III. Она решила на вырученные от продажи фотокопий работ Ольги Александровны покупать цветы к могиле ее родителей. «Подумалось тогда, что ей в том мире очень приятно видеть цветы на могиле отца с матерью», - вспоминает Т. Рунова.